Информатика в школе - 7 класс, 1 урок

Информация в жизни человека

§ 1 с 8-14 учебника

1.1. Виды информации

Понятию "информация" дано множество разных значений. Например, Советский ученый- механик и прикладной математик, а кадемик Н. Н. Моисеев (1917—2000, фото слева) полагал, что нет и быть не может строгого и универсального определения термина "информация".

Норберт Винер (1894—1964, фото справа), математик и философ из Америки, который считается родоначальником кибернетики и искусственного интеллекта, утверждал, что  информация не является ни материей, ни энергией, она сама по себе.

Человек получает сведения (т.е. информацию) об окружающем мира через свои органы чувств. Информация - это сведения об окружающем мире (явлениях и объектах). Данные же - это зафиксированная (записанная, сохраненная) на каком-то носителе информация.

Информацию можно классифицировать по способу ее получения человеком (рисунок слева)

Многие утверждают, что существует еще и шестое чувство - т.н. интуиция. Но утверждение это спорное и не доказанное.

 

 

 

Также информацию классифицируют по форме представления (пример 1.2), она имеет значение в связи с компьютерными системами.
  • Графическая информация —  рисунки, схемы, фотографии.
  • Текстовая информация —  символы (буквы и числа).
  • Звуковая информация —различные звуки.

Существуют и комбинированная информация — видео и мультимедиа.

Одну и ту же информацию можно получать и хранить в разном виде. Например, музыку можно хранить в виде аудио- (музыкального файла) или нотной записи. А текст можно хранить в виде текстового файла или в виде картинки (плаката). С помощью специальных устройств разные форматы можно менять и преобразовывать.

 

1.2. Носители информации

 В древности люди могли хранить важные сведения только в своей памяти. Однако ресурсы человеческого мозга ограничены, и чтобы расширить возможности сохранения и передачи важных сведений, люди придумали носители информации. На картинке слева - древние носители. Потом была изобретена бумага. Сегодня самые распространенные носители - электронные (на картинке справа).

Для работы с большими объемами информации по всему миру строят огромные датацентры. Это специально оборудованные здания, где установлены мощные компьютеры, называемые серверами.
 

1.3. Информационные процессы

Любая человеческая деятельность, связанная с информацией, считается информационным
процессом. Их 4 вида:

Люди сохраняют информацию или в своей  памяти, или на внешних носителях (см. пример 1.6 слева). Информацию на внешних носителях можно хранить очень долго и делать ее доступной для других людей.

 При передаче информации всегда есть источник и приемник. Также есть канал связи, по которому сведения передаются. Например, устные сведения (звук) можно передать непосредственно (личная беседа), через комьютер, по мобильному телефону и т.д. (пример 1.7).

Информацию можно изменить: редактировать ее (изменить содержание) или форматировать (изменить форму, или вид отображения).

Если человеку нужно найти какие-то сведения, то он начинает поиск информации. И используют для этого различные способы: чтение литературы, просмотр видео (в т.ч. ТВ-передач), обращается к поиску в Интернете.
(пример 1.11) и т. д.