Автомагазин А.В.М.
     

Грузовик на дровах - это паровой автомобиль будущего или исторический артефакт?

каталог автотоваров
***
реклама

УЗНАЙТЕ МАРКУ МАШИНЫ

Авиабилеты и отели со скидками
Грузовик на дровах
Интернет автомагазин - присадки в топливо

А знаете ли вы, что многие далеко не глупые люди считают паровые автомобили техникой будущего? Что значит паровые? это значит, что вместо жидкого горючего у них используются дрова или уголь, точно так же, как в твердотопливных котлах, которыми отапливаются жилые дома.

Первая мысль о таких автомобилях, как правило, негативная, сразу думается о низком КПД твердотопливных двигателей. Однако, заключения многих авторитетных комиссий говорят о множестве других весьма заманчивых цифр.

Первый автомобиль, который заправлялся дровами, был изготовлен в 1948 году центральным научным автомоторным институтом в СССР. Однако история твердотопливных автомобилей началась раньше, с освоением парового двигателя. Первые машины с паровыми двигателями, и новые, и грузовые, в массовом производстве выпускались до начала сороковых годов 20 века. Инженеры вплотную занялись такой техникой в середине тридцатых.

В 1935 году в СССР создали беру паросиловых установок на базе автотракторного института. Как показала практика, 6 тонный британский грузовик Sentinel  на каменном угле оказался в эксплуатации гораздо выгодней бензиновых грузовиков. А разработанный в 1944 году в Германии автотягач грузоподъемностью 15 тонн развивал скорость с двумя прицепами до 35 км/ч. И такие параметры весьма устраивали разработчиков.

Особенно привлекательными такие грузовики были в лесной промышленности. И до сих пор интерес к ним не угасает, по вполне понятным причинам. Это с одной стороны - сложности доставки из жидкого топлива в труднодоступные места, а с другой стороны - большое количество почти бесплатного твердого топлива буквально под ногами.

Совет министров СССР в 1947 году издало постановление, в котором поручалась разработка специальных лесовозов, работающих на дровах. И это была абсолютная мировая инновация. И вот в 1948 году во дворе НАМИ уже фотографировали первый рабочий грузовик на дровах. А в 1950-м году были представлены уже два варианта грузовиков на дровах - один простой, второй - в виде лесовоза-тягача. В этих машинах было по три педали, но не было коробки передач, сцепление выжималось только для понижающий передачи. Паровые двигатели на дровах работали очень плавно и тихо.

В 1950-м году мировой выпуск паровых автомобилей на угле был прекращен, но в СССР в 1951-м году лишь закончились государственные испытания разработанных грузовиков на дровах. В заключении государственной комиссии было написано, что у грузовиков была хорошая проходимость при максимальной нагрузке, но в случае пустого прицепа из-за большого запаса дров и воды передняя ось перегружалась и проходимость автомобиля ухудшалась. Отмечены были и другие серьезные недостатки. Например, зимой требовалось на ночь сливать около 200 л воды, а утром заливать ее обратно. Кушал такой грузовик до 450 килограммов дров на 100 километров.

Но, несмотря на все недостатки, работа над грузовиками на дровах для лесной промышленности продолжалась вплоть до 1954 года, пока не наступила эра дешевого бензина. К этому времени были разработаны достаточно успешных 6 модификаций грузовиков и три варианта лесовозов, но они так и не попали в серийное производство.

Сегодня же эта тема не дает покоя многим энтузиастам-самоделкиным, в чём можно убедиться даже на YouTube. Объявления типа "зота котлы купить" для дома встречаются повсеместно, а вот объявления о продаже автомобиля с двигателем на дровах или угле встретить практически невозможно. Но есть такое мнение, что ситуация - эта временная, и за паромобилями - большое будущее.

20.08.2018